Консультация для родителей

«Роль игры для детей с нарушениями зрения"

 

Подготовила: учитель начальных классов Винокурова Е.С.

 

Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

Здесь можно вспомнить один из эпизодов, описанных в «От двух до пяти» К.Чуковского. Рационально мыслящая мама пыталась вообще исключить игру из деятельности и мышления ребенка, знакомя его с научными фактами и серьезным подходом к явлениям. Выслушав рассказ мамы о том, как дети появляются на свет, сын также припомнил, что у мамы в животе он пил чай, сидя на крылечке… Дети дошкольного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, подтверждения чему можно отыскать не только в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играют люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни — женщины 40–50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30–40 лет и считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом.

В силу некоторых причин, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

«Родительские увещевания и запреты могут сыграть с ребёнком злую шутку. Как, например, было с одним мальчиком, которому всё время говорили, мол, учись, учись и учись. В три года выучившись читать, в свои 11 лет он был аж в 7-ом классе. Родители, естественно, гордились таким сыном. Как вдруг у мальчика начались проблемы со здоровьем: головные боли, бессонница, плач, крошащиеся ногти… Педиатры дружно рекомендовали годовой перерыв в учёбе. Ну а психолог посоветовал оставить мальчика в покое хотя бы на месяц. Несколько дней вундеркинд просто отсыпался, а потом стал помаленьку играть в игры трёхлетнего возраста. Постепенно, через день-два, он переходил к играм более старшего возраста, добирая то, чего лишили его в детстве родители. А спустя недели три впервые за несколько лет запел за игрой. Мать собиралась вести его к врачу, но, взглянув на ногти, была поражена — они были целёхоньки. Депрессии и нервные срывы прекратились. Он вылечился, играя»[1].

В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания»[2].

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. «Современное состояние народного образования многие наши известные дидакты характеризуют, — читаем у Ж.С.Хайдарова и П.И.Пидкасистого, — как кризисное и даже — катастрофическое для развития страны и вообще, культуры и цивилизации»[3].

Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже определились с направлением: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция — на «jeu dramatique», в Израиле вообще педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с  детьми.

Материал, которым мы располагаем, дает нам возможность говорить о том, что дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности  ребенка  и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.

Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым и(или) самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.

Все это заставляет нас, остерегаясь подобных крайностей, уважительно относиться к игровым методикам как части дидактической науки и обучающих технологий. Объединяя опыт ученых различных отраслей знаний, учитывая и положительные и отрицательные результаты научных исследований, мы сосредоточили свое внимание к использованию игровых методик в таком учебном предмете общеобразовательной школы, как русский язык.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии не нашли широкое применение в нашей практике.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением». Например, проектная деятельность существует в нашей школе в настоящее время как внеурочная образовательная программа. Модульная технология активно используется нашими педагогами, особенно — в начальной школе.

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако удивление вызывает тот факт, что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые.

Как нам кажется, отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Конечно же, мы признаем, что эти методики ранее были менее популярны, чем теперь, но в педагогическом процессе присутствовали, как нам кажется, всегда.

В советской школе игре незаслуженно уделялось мало внимания, однако в дошкольных учреждениях она являлась и является сейчас не то чтобы популярной, а основной методикой воспитания и обучения, то есть развития личности ребенка. Разработаны эти технологии и в практике внешкольных заведений, внеклассные мероприятия также не могут без них обойтись.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий, для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части, (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.
  • Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
  4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом»[4].

В данной работе мы рассматриваем игру как образовательное средство. Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.

 

 

Консультация для родителей

«Проблема эмоционального развития детей с нарушением зрения»

Подготовила: учитель начальных классов

 

Винокурова Е.С.

 

Проблема эмоционального развития детей с нарушением зрения

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валона,  эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего « ребёнок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребёнка с его социальным окружением. Через эмоции ребёнок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз  органического и психического, происходит как «переливание» одного в другое». А.Фрейд отмечает, что настроение матери, её эмоциональное отношение к ребёнку оказывает на него решающее влияние.  «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что оживлённее всего приветствуется».

Современные исследования все формы активности свидетельствуют, что эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражение действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться. Эмоциональность, кроме того сказывается и на интеллектуальном развитии ребёнка. Если ребёнок  свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен  и подавлен. Он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой(1999), отмечающие, что уровень развития интеллекта выше у ребёнка с преобладанием положительных эмоций и ниже-с преобладанием отрицательных. Е.В. Никифорова указывает, что нарушения в эмоциональном развитии ребёнка дошкольного возраста ведут к тому, что ребёнок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.

Вместе с этим современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности детей в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Согласно данным исследовании в специальной психологии и коррекционной педагогики (В.З. Денискиной, Л.Дружининой Л.И. Плаксиной Л.И. Солнцевой и др.) в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития, что является следствием неблагополучия экологического, демографического, экономического и социального характера. Нарушение зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при  появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть и возникают проблемы со зрением, в частности амблиопия, косоглазие. Многие авторы (М.И.Земцова, А.Г. Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева) отмечают такие характерные черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций: повышенная тревожность, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно- этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально тёплым отношением со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения .Обедненная жизнь ребёнка с нарушением зрения, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены. С переходом на учебную деятельность во многом утрачивается сензитивность детей с нарушением зрения к аффективному развитию, эмоциональная восприимчивость и впечатлительность, чувственное миропознание в целом. При нарушении зрения младшие школьники  не дополучают   сенсорной информации от окружающего  мира, что является причиной некоторой сглаженности, индифферентности эмоциональных контактов  .Несмотря на то, что они открыты, доверчивы, самостоятельны, вместе с этим, не стремятся к ответственности и предпочитают действовать не в большой и шумной компании сверстников, а в одиночестве. Кроме того, отмечалась отрицательная оценка своей  деятельности, что говорит о неуверенности в себе, типичной для тревожных детей, привыкших к неуспеху.

Высокие процентные показатели отрицательного знака при диагностике самооценки детей с нарушением зрения (40,6%) можно объяснять влиянием зрительного дефекта. Они чувствуют себя беспомощными; гиперопека со стороны взрослых ведёт к неприспособленности к самостоятельной жизни в обществе, что обусловливает некритичность к себе и к своему дефекту основному, осложняющую бедностью индивидуального опыта, опыта общения со сверстниками, и  ведёт к недостаточному развитию способности осознания себя, результатов своей деятельности, низкому уровню рефлексии.

Формирование адекватной самооценки, умений правильно выражать свои эмоции, оценивать свои действия, видеть свои ошибки - основа формирования  положительного эмоционального фона у детей изучаемой категории.

Дети с нарушением зрения показали достаточно низкие результаты понимания воспроизведения паралингвистических средств общения (мимики, пантомимики), предпочитали отказаться от выполнения задания, мотивируя незнанием, или принимали  отказаться от выполнения заданий, или принимали одно и тоже выражение воспроизведении предъявленных  мимических выражений эмоций, что говорит об отсутствии у них мимических движений из-за малого чувственного опыта. Лучше всего дети с нарушением зрения понимают простые эмоции, в частности эмоции радости и грусти. Трудности вызывает дифференциация эмоций страха,  гнева, зависти и отвращения, так как мимические свойства их выражения схожи.
Для значительной части школьников с нарушением зрения характерны низкая степень эмоциональной регуляции и высокая импульсивность, заключающаяся в большой неточности выполнения задания при высокой скорости, их отличают активные, деятельные эмоциональные переживания, но неустойчивые, неуправляемые реакции в ситуации достаточно сложного и монотонного задания. Это свидетельствуют об общей склонности детей действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву. В данном случае от импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана она с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. При включении сохранных анализаторов успешность выполнения заданий и использование лицевой экспрессии значительно повышаются. Данный факт, несомненно, должен быть отражён в организации  коррекционно-развивающего воздействия. Проанализировав состояние эмоционального у детей с нарушением зрения выявлены основные особенности его неблагополучия

1.Наблюдается существенный недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей.

2.Отмечаются трудности в выстраивании структуры знаний об эмоциях человека и в углублении этих структур, представлений детей с нарушением зрения о внутреннем мире людей. О реальности эмоциональных переживаний. Которые  остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации.

3.В поведении довольно часто проступает негативная рефлексия по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.

Вывод: всё это указывает на необходимость проведения коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание детей с нарушением зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №63 «Солнышко» Пушкинского муниципального  района

 

 

Урок по окружающему миру

«Влияние эмоций на развитие познавательных процессов»

Подготовила: учитель начальных классов

Винокурова Е.С.

2013

 

Влияние эмоций на развитие познавательных процессов

Некоторые учёные считают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно- интеллектуальная деятельность. Человек, начав учиться в раннем детстве продолжает  своё образование по мере взросления до достижения зрелости; при этом самообразование чаще всего понимают как процесс знакомства с фактами. Другие учёные, всё же склонны относить человека к разряду существ эмоциональных, или может быть, эмоционально- социальных. Научение через переживания не менее важно, чем просто накопление информации.

Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой работы, учёбы, игры.

Например: один из учеников увлечён предметом и тогда учебный процесс принимает радость  и счастье познания, второму – вечный страх. От эмоций , которые чаще всего проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми. А значит  и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт. Она складывается далее на интеллектуальном развитии. Если ребёнок склонен к состоянию уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостные сверстники, которые склонны к активному любопытству и исследованию окружающей среды. Эмоции служат организующими и мотивирующими факторами поведения человека. Его личностного развития.

Мотивация обычно имеет два компонента: стимуляцию и сенсорный процесс. То есть мотивация предполагает активацию одного или нескольких базовых чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. С помощью зрения происходит оценивание информации и следовательно информация направляет поведение. Желание испытать радость победы или горечь поражения, то есть удовольствие или разочарование от учебного процесса.

Учебная деятельность детей с нарушением зрения имеет такие же черты, которые присуще и зрячим, так и особенности  обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако её стойкость у детей с нарушением зрения значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут её менять на другую.

При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений. Дети могут считать , что цель достигнута, выполнить только одно из них.

В учебной деятельности детей имеется соподчинение мотивов от более общего – хорошо учиться к более конкретному – выполнить задание.

Готовность к выполнению учебной деятельности проявляется в умении подчинить свои действия определённым требованиям. Эти условия в одинаковой мере обязательны и для слабовидящих  и для зрячих. Различия между ними возникают при осуществлении самого процесса учебной деятельности: у детей с нарушением зрения она протекает в более замедленном темпе, особенно в период её становления ,из-за необходимости создания только на основе осязания или нарушенного зрения и осязания поля деятельности включающего в себя пространственные представления при этом предполагаются автоматизация движений осязающей руки, контроль на основе осязания поля  деятельности, включающего в себя пространственные представления.

Для данной категории детей характерными являются:

  • низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции
  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах(контур, силуэт, модель)
  • низкий уровень развития зрительно-моторной координации
  • плохое запоминание букв
  • невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр, элементов
  • пропуск или проявление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов
  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения
  • наличие серьёзных затруднений в копировании букв
  • проявление зеркального написания букв, носящий стойкий характер

Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушением зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативное эмоциональное состояние, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

Нарушение зрения часто вызывает отсутствие интереса к учебной работе .Это объясняется вялостью, инертностью,   малоподвижностью из-за  трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире. Интерес к учёбе быстро угасает, особенно дети ,не посещающие дошкольное  учреждение, и дети из неблагоприятных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой и страхом.

Очень важно, поэтому большое внимание уделять развитию эмоционального компонента, развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться.

Одной из основных задач успешного обучения является воспитание культуры психических процессов в ходе развития познавательных. Это относится, в первую очередь, к эмоциям, волевой саморегуляции, к сфере сознания и потребности в познании и самосовершенствования.

Культура эмоций предполагает развитие, по крайней мере, трёх основных компонентов:

  • Оптимизма, базирующего на уверенности в своём умении преодолеть все трудности и видеть красоту и радость жизни в борьбе и победе хорошего.
  • Умение понимать душевное состояние других людей. Готовность приходить им на помощь
  • Способность находить действенный выход из критической ситуации,
  • Например, плохая отметка с одной стороны может вызывать расстройство, слёзы, а с другой стороны побуждать к действию, к поиску способов её исправления.

Ясность цели, понимание своих недостатков, обучение приёмам их преодоления, постоянный контроль и самоконтроль  за результатами развития в специальных тестовых заданиях и тетрадях для этого, способствует развитию не только культуры эмоций, но и волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенстве.

Вывод: основной задачей в познавательном процессе – это создание соответствующего эмоционального настроя, психологически подготовить учащихся с нарушением зрения к усвоению нового материала.

Нейропсихологический подход в образовании детей с нарушением зрения.

Образование не может успешным без индивидуального подхода к учащимся ,о необходимости которого единодушно говорят отечественные и зарубежные методисты и практики. В американских школах команда специалистов разрабатывает индивидуальные образовательные программы (ИОП), которые помогают ученика с ОВЗ достигнуть успешных результатов.

Не надо, правда, забывать о том , что для каждого результат будет свой.

В связи с проведёнными реформами в образовании   наши специалисты тоже разрабатывают такие программы, и в ней содержатся такие разделы.

1.Данные об имеющемся уровне знаний и успешности обучения ученика и его функциональные возможности, как они влияют на включение ребёнка в учебный процесс и его успешность в усвоении общеобразовательной программы, на его роль в коллективе класса и его домашние обязанности.

2.Измеримые цели программы учебного года.

3. Описание, как будет измеряться прогресс в достижении целей программы.

4.Необходимое специальное и дополнительное обучение с описанием дополнительной помощи.

5.Описание, какие возможности будут предоставляться ученику при написании городских контрольных работ( например, увеличение времени).

Примечание: если ученик не может принимать участие в контрольных работах, какие альтернативные способы будут использованы. Анализ работы в коррекционных классах показывает, что выявление сильных и слабых сторон ребёнка и разработка стратегии помощи наиболее эффективно осуществляется при взаимодействии педагогов, тифлопедагогов, тифлопсихологов, логопедов и медицинского персонала.

Существенную роль в наблюдении за ребёнком и адаптации его к школьному обучению играет именно педагог. Который владеет богатым арсеналом методов по развитию активности, самостоятельности ребёнка, его познавательной сферы. Взаимодействие медиков с педагогами заключается в совместном выявлении не только особенностей высших психических функций детей с нарушением зрения, ведущих к его недостаточной состоятельности, но и каким образом и при каких условиях происходит преодоление трудностей, как сделать шаг от неуспеха к успеху.

В целом стратегия работы с детьми с нарушением зрения предполагает, что организация занятий должна базироваться на методах работы. Опирающиеся на сохранные звенья и постепенно втягивать в работу слабые звенья.

Особенное внимание при составлении программы должно уделяться подбору учебного  и наглядного  материала. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребёнку нужна своя опора, необходимо подбирать учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе.

Для обеспечения гибкого подхода к  процессу  обучения рекомендуется использовать следующие методы.

1.Пространство класса делится на зоны: учебную и игровую. Это даёт возможность проводить занятия с частью детей не только за партой в течение 40 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных категорий детей.

2.В классе вводятся правила поведения, с которыми ознакомлены дети, родители, учителя. Правила нельзя вводить длинным списком. Одновременно можно вводить 1-2 правила. Следующие вводятся после усвоения первых.

3.Учитывая специфику возраста и индивидуальные особенности детей, можно создавать щадящий режим нагрузок. Занятия могут не делится на предметы и не объединяться единым сюжетом. На всех занятиях должен реализовываться принцип межпредметных связей. На начальных этапах доля игровых ситуаций может преобладать над учебными задачами.

4.Учитель должен ставить перед собой задачи социализации детей.

5.Особое внимание должно уделяться подбору наглядного и учебного материала. К критериям оценки адекватности учебных материалов для процесса обучения относятся: уровень содержательной сложности; зрительная насыщенность; размер шрифта; распознаваемость образов; использование в учебном процессе экологических стенок В. Базарного, для того, чтобы дети с нарушением зрения не впадали в состояние хронической угнетённости, использование тетрадей  комфортного письма, чёрной пасты, особое место отводится оптическим средствам, использование натуральных пособий: муляжей макетов, объёмных геометрических фигур,  использование фоновых экранов для прочтения текстов, для рассматривания деталей   смысловое использование цвета; ориентация на ребёнка – правшу или левшу; разноуровневость ( пригодность для использования детьми с разными уровнями когнитивного развития) и вычерпываемость материалов; частотность употребляемых слов. Очень важна эмоциональная составляющая.

С целью обеспечения максимальной видимости демонстрируемых средств наглядности необходимо размещать учащихся со сниженной остротой зрения полукругом, на оптимальном расстоянии от демонстрируемых предметов. Учащиеся должны увидеть не только форму предмета, отметить его величину, а также все его части. При демонстрации предметов надо убрать всё лишнее (отвлекающее детей). Необходимо расширять кругозор младших школьников с нарушением зрения посредством ознакомления со всем окружающим -  не только с явлениями природы. Но и с различными видами трудовой деятельности, а также во взаимоотношениях в коллективе при выполнении совместной работы.

6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность. Система оценки должна подчёркивать любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребёнка.

Оцениваем не ребёнка, а результаты его деятельности. Оценка может быть бальной и материальной. Рекомендуется также организовывать выставки детских работ.

Для повышения интереса ребёнка к занятиям рекомендуется  использовать игровые технологии. Сюжетные методы обучения, включать задания в смысловой контекст, постепенно переводя исполнение от эмоционально окрашенного в более произвольный план

Вывод: применение игровых технологий на уроках оказывает большое влияние  на развитие эмоционального компонента  детей младшего школьного возраста, особенно  на детей с нарушением зрения, так как эмоции дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться  в учебном процессе и следовательно эмоциональный компонент является стимулом для интеллектуального развития  младшего школьника и тем более для младшего школьника с нарушением зрения.

 

 

 


[1] // Домашний очаг 2001, №5, с.36.

[2] Крутецкий В.А. Психология. М., Просвещение. 1986. с.65.

[3] Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.

 

[4] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. с.23.

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста" (подготовлена инструктором по физической культуре мбоу начальной школы - детского сада № 63 "солнышко" васюковой еленой эдуардовной).

Плоскостопие бывает у детей разного возраста, а также у взрослых. Эта деформация нередко сопровождается болевыми ощущениями, которые негативно влияют на общее состояние организма и ограничивают его физиологические возможности. Особенностью плоскостопия является ее неуклонное прогрессирование.

Под плоской стопой обычно понимают сплющивание продольного свода стопы. Проявления плоскостопия различны и зависят от степени и характера ее развития (быстрый или медленный), возраста, профессии и т.п.. Тяжелые формы плоскостопия требуют длительного лечения.

Возникновение плоскостопия обусловлено различными причинами. У части детей она врожденная и проявляется почти сразу после рождения. Плоскостопие может быть одно-или двусторонним. Иногда снижение свода стопы зависит от паралича мышц голени, сухожилия которых поддерживают нормальную высоту свода стопы. Это может, например, наблюдаться при детском параличе. Как в первом, так и во втором случае ребенку нужна специализированная медицинская помощь (назначение специальных стелек, которые поддерживают свод, и специальной обуви, а в некоторых случаях показано и оперативное лечение). Еще реже плоскостопие развивается после травмы (перелома) костей стопы и голени. Чаще всего она возникает от статического перегрузки нижних конечностей.

Итак, различают врожденную и приобретенное плоскостопие. Врожденное наблюдается редко. Оно возникает от эмбрионального развития, иногда сочетается с другими дефектами.

Приобретенное плоскостопие может иметь одну из трех форм: травматическое, паралитическое и статическое. Некоторые авторы выделяют и четвертую форму – Рахитичную, при которой у детей с проявлениями рахита вследствие мягкости костей и их пониженной сопротивляемости массе тела стопа сплющивается.

Травматическая плоская стопа являются следствием травмы или переломов костей стопы. Это плоскостопие обычно одностороннее.

Паралитическая плоская стопа у детей развивается вследствие паралича мышц, поддерживающих своды стопы: связочно-сумочный и костный аппараты не выдерживают постоянной нагрузки тела, что приводит к уплощение сводов стопы.

Из всех видов приобретенной плоскостопия статическая привлекает наибольшее внимание, так как она зачастую влечет болезненные ощущения, а иногда приводит к снижению работоспособности. Основной причиной этого вида плоскостопия является хроническое перегрузки стоп, сочетание с несостоятельностью мышечного аппарата. Причина несостоятельности мышц, очевидно, обусловлено рядом обстоятельств. С одной стороны, непосильными требованиями, которые относятся к мышцам чрезмерной нагрузкой (значительной массой тела и постоянным переносом веса без отдыха мышц), с другой стороны, не менее важное значение имеет наследственная слабость мышц и неблагоприятные условия для их развития . Чтобы сохранить равновесие при статической плоскостопия, человек искусственно изменяет положение центра массы, расставляя шире ноги и разводя стопы до угла 60 ° и более, а это, в свою очередь, увеличивает нагрузку внутренней части стоп, и способствует развитию плоскостопия.

Прогрессирующее снижение продольного свода вследствие повседневной отягощение стоп массой тела с возрастом проявляются в их уплощение. Склонность к снижению свода стопы начинает замечаться в первые годы  роста скелета. Ускоряет развитие плоскостопия у детей, увеличение массы тела, связанное иногда с ожирением. Перегрузка стопы может возникнуть и тогда, когда дети часто носят груз. Помимо плоскостопия, в таких случаях у ребенка может развиться нарушение осанки.

Неблагоприятные условия для функционального состояния сводов стопы создаются при перегрузке нижних конечностей слишком длительным стоянием. Несмотря но то, что во время ходьбы мышцы ног меньше устают, чем при долгом стоянии, длительные прогулки и бег по твердой почве могут привести к развитию плоскостопия, особенно у детей, ослабленных каким-либо заболеванием. Поэтому нужно ограничить продолжительность ходьбы ребенка, особенно по асфальту, в обуви с мягкой подошвой, например тапочках. Поскольку верх свода стопы несколько сплющивается, надо избегать перегрузки ног ребенка в конце дня.

Определенное влияние на форму стопы имеет ее положение во время ходьбы. Привычка ходить, широко расставляя ноги и разводя носки стоп, способствует переносу нагрузки на внутренний край стоп, также способствует развитию плоскостопия. Поэтому нужно приучать детей при ходьбе ставить ноги нешироко, с более параллельным положением стопы. Во время стояния надо равномерно распределять массу тела на левую и правую ногу. Возникновению плоскостопия у взрослых способствуют и некоторые профессии, связанные с длительным ношением грузов (грузчики, молотобойцы, кузнецы и др.), А также длительное ежедневное пребывание на ногах (почтальоны, курьеры), особенно в малоподвижной позе (печатники, пекари, продавцы и др.). Итак, плоскостопие часто имеет профессиональный характер.

Кроме слабого физического развития мускулатуры нижних конечностей, плоскостопие приводит к малокровию, варикозному расширению вен, тромбофлебита. Особенно вредным может быть нерациональная обувь для детской стопы, где еще не закончилось окостенения. В частности, до 10 лет, то есть пока не окостенел пяточный бугор, пятка требует прочной фиксации. Если этого нет (ношение босоножек), пяточная кость может терять нормальное расположение, вследствие чего возникает стойкая плоскостопие.

Степени плоскостопия

Клинически различают три степени плоскостопия. При плоскостопии I степени сплющивания внутреннего продольного свода заметен только при нагрузке: он быстро исчезает в сидячем или лежачем положении. При этой степени плоскостопия уменьшается способность стопы отталкиваться от пола, а нагрузка на участок свода несколько увеличивается; периодически наблюдается быстрое утомление, слабо выявлены боли в области передней поверхности голени и в стопе. Боль при этой форме плоскостопия постоянная.

Первоначальную форму плоскостопия трудно распознать. При несоблюдении мер профилактики она может перейти в более проявленное, которая характеризуется тем, что в момент нагрузки на стопу продольная выемка стопы становится менее глубоким. В отдельных случаях родители обращают внимание на то, что обувь, во время примерки было ребенку по ноге, вскоре становится тесной во время ходьбы. Это зависит от того, что с сплющиванием стопы несколько увеличивается ее длина.

При плоскостопии II степени боль более постоянна, она усиливаются при ходьбе и стоянии, особенно в конце дня, после отдыха – стихает. Чаще всего боль бывает в области подошвы, вокруг внутреннего края пятки, под внешней или внутренней лодыжкой, в мышцах голени и нередко иррадиирует вверх к ягодицам и пояснице. На конец дня может быть отек тыла стопы и в области сустава, который после отдыха исчезает. Стопа относительно удлиняется, в средней части расширяется; пяточный участок также несколько расширен, свод стопы вдоль опущена.

Вся стопа повернута наружу, через кожу ясно определяется ладьевидная кость.

Третья степень плоскостопия отличается резко выраженной деформацией стопы и фиксацией ее во вредном положении. Площадь опорной поверхности стопы значительно больше, чем у здоровых людей. Стопа вместе с пятой развернута наружу. Поперечный свод резко сплющен. Больные жалуются на боль во всей ноге и в поперечном отделе позвоночника. Походка у них неуклюжая, они усиленно разводят в стороны носки, не могут быстро бегать; активные и пассивные движения в суставе стопы ограничены. Кроме указанных признаков, эта форма плоскостопия сопровождается изменениями в положении пяточной кости, а именно ее отклонением наружу, что можно обнаружить при внимательном осмотре сзади.

Эти изменения в старшем возрасте не только значительно снижают трудоспособность больных, но при профессиях, которые предъявляют повышенные функциональные требования к нижним конечностям, лишают таких лиц возможности работать. К заболеванию нередко присоединяются деформирующий артроз, перерастяжение связочного аппарата, невриты, которые приводят к различным трофическим расстройствам с вторичным отклонением большого пальца наружу и т.д. Очень убедительным фактом, который свидетельствует о необходимости немедленных профилактических мер в борьбе с плоскостопием, является угрожающее распространение его у детей.

Профилактику плоскостопия надо начинать с первых лет жизни ребенка. Она должна заключаться в выработке правильной походки, тренировке выносливости к долгому хождению, в гигиене движений вообще. В режим дня детей для предотвращения плоскостопия обязательно надо включить занятия утренней гигиенической гимнастикой. Выполняя комплекс физических упражнений, ребенок укрепляет различные мышечные группы конечностей, в том числе мышцы, которые активно участвуют в поддержании нормальной высоты свода стопы. Для укрепления свода стопы и удержания его в несколько приподнятом положении ребенок должен сгибать пальцы стопы, поворачивать ее внутрь, а также приближать носок одной ноги к другой.

Влияние перечисленных упражнений основывается прежде всего на том, что напряжение мышц способствует приближению переднего отдела стопы (носка) к заднему (пяточный участок), то есть способствует углублению свода стопы.

Когда ребенок поднимает внутренний край стопы, то напрягаются мышцы, которые поддерживают своды и не дают ему опускаться. В результате движения стопы и сгибания пальцев постепенно укрепляются соответствующие мышцы, а также повышается их тонус, напряжение мышц, которые удерживают кости стопы во взаимном соприкосновении и препятствуют развитию плоскостопия. Положительно влияет также хождение по неровной поверхности, по песку, на цыпочках, по наклонной плоскости, прыжки в длину и высоту, бег, игра в баскетбол, плавание и другие упражнения. Кроме гимнастики, укрепления соответствующих мышц голени и стопы можно достичь, выполняя отдельные упражнения (в форме самостоятельного задания под контролем старших). Разработан цикл упражнений для профилактики плоскостопия, а именно: приведение стоп внутрь из положения ребенка сидя, захвата и сдерживания стопами мяча, захвата пальцами небольших предметов, например булавки, карандаша.

Чтобы дети младшего возраста лучше выполняли гимнастические упражнения, последним нужно выполнять следующие упражнения приведения стоп – «подгребать песок ногами», хождение на наружном крае стопы – «косолапый мишка», подтягивание коврика пальцами ног – «гусеница».Одно или два из упомянутых упражнений ребенок должен выполнять 2-3 раза в день, повторяя 10-12 раз.

Опытный преподаватель на физкультурном занятии обычно включает упражнения, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стопы. Детям полезно  выполнять следующие упражнения: захватывать и удерживать стопами мяч, стоять на бревне или набивном мяче. Надо только помнить о том, что не следует перегружать ребенка длительными походами, долгим стоянием.

В процессе обычной ходьбе по ровной дороге, асфальта мускулатура ног ребенка укрепляется недостаточно. Вместе с тем, как отмечалось выше, длительное хождение по твердой почве в обуви с мягкой подошвой или босиком может привести к развитию у ребенка плоскостопия. Для всестороннего укрепления мышц голени и мышечно-связочного аппарата стопы особенно полезно систематически заниматься такими спортивными упражнениями, как плавание, велоспорт, хождение на лыжах.

Полезно также непродолжительное хождение по только скошенной траве или гальке на берегу моря. В таких случаях колючая или неровная поверхность заставляет ребенка согнуть пальцы и перенести нагрузку преимущественно на внешний край стопы, что создает условия для тренировки мышц при разгрузке свода стопы. Для укрепления мышц ног, кроме упомянутых упражнений, определенное значение имеет непродолжительное хождение по неровной (обычной) местности.

Среди средств, направленных на предупреждение возникновения и увеличению плоскостопия, особое место занимает массаж.

Массаж очень полезен в тех случаях, когда ребенок жалуется на усталость, тяжесть в ногах, а также боль в области передней поверхности голени и стопы. Массаж, помимо успокаивающего действия, способствует устранению застойных явлений в нижних конечностях и укрепляет мускулатуру.

При определенной настойчивости нетрудно овладеть техникой основных приемов массажа, поглаживание, которое особенно благоприятно влияет на кровообращение и уменьшает боль растирание, имеющего в основном рассасывающее действие; разминание и постукивание, укрепляющие мускулатуру. Перечисленные приемы массажа можно проводить разными способами.

Поглаживание  следует делать ладонной поверхностью кисти, плотно прижимая ее к поверхности кожи, а растирание- ладонной поверхностью кисти или кончиками пальцев.

Постукивания нужно проводить легко, разведенными пальцами, так, чтобы не вызвать у ребенка болевых ощущений. При плоскостопии надо массировать преимущественно внутреннию поверхность голени и подошвенную поверхность стопы в направлении от голеностопного до коленного сустава и от концов пальцев к пяточной области.

Следует иметь в виду, что при несвоевременной смене обуви с ростом ноги ребенка может развиться искривление пальцев (отклонение большого пальца наружу и согнутое положение остальных пальцев). Неправильное положение пальцев и давление на них кожи туфля (ботинка) приводит к появлению мозолей, которые вызывают боль во время ходьбы.

Во время примерки обуви сидя может казаться, что оно в меру, а после недолгого ношения оказывается тесной. Это зависит от того, длина стопы (особенно при недостаточно прочном связочном аппарате) может изменяться в момент нагрузки на ногу. Поэтому надо тщательно примерить обувь и вовремя с ростом ноги ребенка заменять на большую.

Правильно подобранная обувь не должна сдавливать ноги ребенка и сжимать ее пальцы.

Следует помнить и о том, что чрезмерно свободная обувь также негативно влияет на стопу: могут возникнуть потертости, мозоли. Важно знать, что пятка должна быть плотно охвачена каблуком ботинка. При свободном ее положении сначала может произойти искривление заднего отдела стопы, а затем развиться плоскостопие.

Определенное влияние на свод стопы имеет также рельеф поверхности стельки. Желательно, чтобы стелька определенной степени повторяла форму подошвенной поверхности стопы. Подошва должна быть гибкой, чтобы стопа изгибалась. Поэтому не следует покупать обувь с очень жесткой не гибкой частью подошвы, которая прилегает к каблуку.

На положение стопы и распределение нагрузки на различные ее отделы во время стояния и хождения влияет наличие каблука и его высота. Если нет каблука, нагрузка на продольный свод стопы будет больше. Когда есть небольшой каблук типа «школьного», продольный свод стопы будет до некоторой степени разгружаться (за счет преимущественного нагрузку на передний отдел стопы). Поэтому когда намечается плоскостопие, чтобы предотвратить, детям рекомендуется носить обувь с небольшим каблуком.

Следует иметь в виду, что к  развитию плоскостопия приводит также и продолжительное перегревание стопы, которое приводит к расслаблению связочного аппарата.

Такие условия создаются при длительном пребывании детей в теплом помещении в обуви, обшитой войлоком, мехом, или в валенках. Родителям следует также помнить о нежелательности длительного пребывания детей в резиновой обуви (кеды, резиновые туфли и т.п.), предназначенном в основном для кратковременного пользования при занятиях некоторыми видами спорта.

Вышеперечисленные вредные факторы при недостаточно прочной мускулатуре нижних конечностей негативно влияют на состояние стоп ребенка.

При появлении первых симптомов плоскостопия нужно предотвратить дальнейшее ее прогрессирование, пользуясь профилактической обувью. Основное требование к такой обуви – наличие прочной выкладки, которая поддерживает свод и тем самым предотвращает его прогибу. Создав в обуви такое приспособление, которое заполняет нишу внешнего свода, мы предохраняем мышцы и связочный аппарат от перерастяжения, а стопу – от деформации.

Конструкция приспособления для выкладки свода в профилактической обуви или вкладных стельках (супинаторы) должна предусмотреть сохранение рессорной функции стопы. Супинаторы или профилактическая обувь назначается врачом при начальных формах плоскостопия и плоскостопия II степени, когда продольный свод формируется и постоянно поддерживается в нормальном положении.

При плоскостопии III степени назначают специальную ортопедическую обувь, которая производится индивидуально на протезных заводах.

Исследования многих авторов свидетельствуют, что плоскостопие у детей раннего возраста является ложным: это лишь утолщение подкожной жировой клетчатки на подошвенной поверхности стопы.

Итак, плоскостопие у детей раннего возраста можно трактоваться как физиологический этап формирования продольного свода стопы. При этом в возрасте до трех лет низкий свод следует считать нормальным явлением, которое не требует никаких профилактических мероприятий, и только наличие низкого свода на четвертом-пятом году жизни должно быть основанием для назначения различных лечебных мероприятий, так как в этом возрасте плоскостопие нужно расценивать как задержку в развитии свода стопы, которая требует полного комплекса профилактических и лечебных мероприятий, включая ношение супинаторов или профилактического обуви.

Итак, в основе профилактики плоскостопия лежат: во-первых, укрепление мышц, сохранение свода, во-вторых, ношение рациональной обуви, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

 

 

 

КОНСПЕКТ  ПОДГРУППОВОГО  ЗАНЯТИЯ

«ВЕСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С СЕМИЦВЕТИКОМ»

(с использованием палочек Кюизенера)

 

 

 

Учитель-дефектолог

Божченко Лидия Андреевна

 

 

МБОУ начальная школа - детский сад «Солнышко»

2012-2013 учебный год

 

Программное содержание:

Закрепить знания о цветовом и числовом значении палочек. Учить составлять целое из отдельных частей. Упражнять в сравнении по длине; развивать зрительный глазомер. Учить ориентировке в пространстве, двигаться в определенном направлении, оперируя понятиями «налево», «прямо», «направо». Развивать  глазодвигательную  функцию. Совершенствовать зрительно-ручную координацию. Формировать у детей навыки самоконтроля и самооценки, воспитывать желание самостоятельно  решать поставленную задачу. Вызвать хорошее настроение от наступления весны.

Материалы: набор палочек Кюизенера на каждого, цифры от 1 до 10, ламинированные дощечки в  клетку, карточки  с нарисованными маршрутами, образцы для выкладывания (индивидуально у каждого).

Ход занятия:

1.Игровая мотивация:   появление цветика – семицветика.

Ребята, я хорошо знаю цвет своих лепестков, вижу прекрасные весенние цветы в природе -  на лугах, в лесу, в цветниках. Отгадайте мои загадки.

 

Белые реснички-

Золотой глазок.   (ромашка)

 

На солнышко похожие

Цветочки есть у нас

Внесли мы солнце в комнату

Светло стало в тот же час. ( ноготки )

 

Сегодня я приглашаю вас в  весеннее путешествие. Определите направление, возьмите с собой фотоаппараты и вперед.

2.Дидактическая игра «Выложи маршрут движения».

Дети заменяют стрелки и цифры на карточках на палочки нужной длины. Рассказывают о количестве шагов и направлении движения (три шага влево, пять шагов вперед, повернуть вправо, сделать четыре шага, снова повернуть направо и сделать два шага).

Дети выкладывают маршрут палочками и проходят этим маршрутом, комментируя  движение словами.

3.Упражнение «Определи тропинку».

На полу круги с пропущенными цифрами. Детям предлагается заменить цифру на палочку нужного цвета.

То же задание делается с закрытыми глазами по представлению.

4.Упражнение для глаз « Полет бабочки» - направления по горизонтали , вертикали, диагонали.

5.Составление  общей композиции  «Весенний луг»

Сделаем фотографию весеннего луга. Даются индивидуальные задания по выкладыванию бабочек, цветов, девочки и мальчика. Проводится анализ на пространственную ориентировку и прослеживающую функцию глаз.

6.Игра « Раз, два, три - палочка беги».

Дети стоят в кругу. У каждого одна палочка. Дети под музыку бегают. «Раз, два, три  –желтая (например) палочка в круг беги» ребенок вбегает в круг. То же задание с цифрой, обозначающей цвет палочки.

7.Зрительная релаксация.

Закрыли глаза и вспомнили, какой путь мы проделали и чем занимались. Открыли глаза, поморгали.

8.Итог занятия:

«Цветик -  семицветик» смотрит  «фотографии», благодарит детей, желает весеннего настроения и раздает  «Улыбки» каждому.

 

Консультация для родителей на тему "Готовность ребёнка к школе"

(подготовила учитель начальных классов Цапалова Ольга Викторовна)

 

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

 

 

Советы  для родителей

«ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ И НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ»

(подготовила учитель начальных классов Кривошеева Татьяна Николаевна)

 

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один — ребенок отказывается читать. Как вырастить книголюба?

 

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребенку: «Книга — это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» Едва научившись сидеть, ребенок берет книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что-то «приговаривает» при этом.

 

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

 

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих специальных книжек. Но все равно постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам.

Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

 

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию).

В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет. Кстати, многие учителя начальных классов запрещают своим ученикам приносить подобные книги в класс.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в школьную или районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

 

Пробудите у ребенка интерес к чтению

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное — уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке.

Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что — нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывайте своего чумазого малыша приговаривая: «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

 

Станьте для ребенка примером

 

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него — вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, — это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу (это может быть «Дядя Федор» Э. Успенского или «Хоббит» Р.Толкиена и т. д.) и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы — по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу

Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он увлечен динозаврами — читайте о динозаврах.

Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочитать дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» — ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать.

Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

 

Не давите на ребенка

 

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу. Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух — по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8—10 минут, а у второклассника 10—15 минут.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот. Особенно настойчиво педагоги рекомендуют родителям не «соревноваться» с телевидением. Не заставляйте ребенка читать вместо любимой телепрограммы, для чтения должно быть выделено специальное время.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то все же лучше, чем ничего.

Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.

 

 

Советы родителям

Как творчески развивать ребенка

1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. 
2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. 
3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. 
4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения. 
5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания. 
6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения. 
7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. 
8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. 
9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы. 
10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам. 
11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев. 
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

Как не надо хвалить ребенка

1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения". 

2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха. 

3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.

 

Подготовила учитель начальных классов Котова О.А.


Памятка для родителей учащихся

«Правила организации выполнения ребенком домашнего задания»

(подготовила воспитатель ГПД Царегородцева Е. А.)

  1. Следует транслировать своему ребенку, что домашняя учебная работа является важным и необходимым трудом, обязанностью.
  2. Желательно организовать и оснастить своему ребенку в квартире или доме место для выполнения домашней учебной работы. Такое место не должны занимать другие члены семьи. Кроме того, нужно приобрести необходимые словари, справочники, организовать доступ ребенка к Интернету.
  3. Организовать режим дня ребенка нужно таким образом, чтобы на выполнение домашней учебной работы отводилось необходимое время.
  4. В случае посещения ребенком секций, кружков или дополнительных занятий следует определить промежуток времени в течение дня, отводимый на выполнение домашнего задания, следить за объемом ежедневной нагрузки, включающей основное и дополнительное образование.
  5. Нужно учить ребенка выполнять домашнее задание без посторонней помощи, помогать, направлять, подсказывать, консультировать, но не решать и не писать вместо него.
  6. Желательно устанавливать лимит времени для выполнения домашней работы, например 19:30, после этого времени вся домашняя учебная работа прекращается.
  7. Рекомендуется подбадривать и поощрять ребенка, избегать семейных споров и конфликтов вокруг домашней учебной работы, обращаться в трудных случаях за помощью к учителю или школьному педагогу-психологу.
  8. В тех случаях, когда ребенок признается в недостаточном усвоении учебного материала, когда об этом сигнализирует педагог, желательно оказывать посильную помощь ребенку в приготовлении домашнего задания.
  9. В случае сложной ситуации, связанной с вопросами качества и факта выполнения домашнего задания (домашняя работа не выполнена по уважительной причине, не найден способ решения задачи, объем домашнего задания не устраивает родителей по разным причинам и т. д.), следует обращаться к учителю.
  10. При организации выполнения ребенком домашнего задания не рекомендуется:

  • требовать выполнения домашних заданий сразу после возвращения из школы;
  • самостоятельно добавлять к домашнему заданию упражнения, задачи и примеры без согласования с учителем;
  • кричать на ребенка, оскорблять, унижать его при выполнении домашнего задания,
  • отзываться негативно об учителе в вопросах организации и объема домашнего задания в присутствии ребенка;
  • заставлять переписывать домашнюю работу в случае допущения ошибок;
  • заставлять ребенка ожидать родителей с работы для выполнения домашнего задания;
  • перегружать ребенка в выходные, каникулярные и праздничные дни самостоятельно подобранными заданиями для повторения и закрепления учебного материала, для изучения нового учебного материала